(901) 800-88-22
(831) 228-88-32
Офис на ул.Ларина
Войти в кабинет
Добро пожаловать!
Забыли пароль?
Ещё не зарегестрированы на нашем сайте?
Самое время СДЕЛАТЬ ЭТО!
  • О компании
  • On-line каталоги
  • Новости
  • Информация
  • Оплата и доставка
  • Контакты
  • Курганские автобусы захватили пятую часть российского автопарка

    Курганские автобусы захватили пятую часть российского автопарка

    В этом году свой 60-летний юбилей отметило одно из самых известных в нашей стране машиностроительных предприятий — Курганский автобусный завод. В советское время каждый пятый автобус в стране был курганским. И сейчас на улицах Кургана и других городов можно встретить симпатичные, комфортабельные автобусы, выпущенные Курганским автобусным заводом.

    А начиналось все в далекие 1950-е годы. В это время в Кургане велось не только массовое жилищное строительство, но и строительство новых промышленных объектов. Начиная с 1954 года, одно за другим в строй вступали новые предприятия: Курганский машиностроительный завод, завод химического машиностроения, арматурный, завод медицинских препаратов и другие.

    Зимой 1953 года на поле колхоза «Красный маяк» начинается строительство нового завода. На северной окраине города, в степи, слева от дороги были видны строящиеся корпуса Курганского автобусного завода. Термометр показывал минус 30. Мороз захватывал дух, а строители, не снижая темпов, в суровых зимних условиях продолжали вести кладку стен и монтажные работы. На строительство подвозили: доски, камень, щебень, гвозди и другие строительные материалы. Строители работали круглые сутки. Одновременно с Автобусным, в Кургане возводили цеха других заводов: Арматурного, Машиностроительного, Химического машиностроения, ТЭЦ и другие предприятия. Рабочих, которые возводили стены завода, после строительства отправили обучаться машиностроительным специальностям.

    Курганский автобусный завод называли «молодежным» предприятием. Рабочие приходили на завод после окончания десяти классов школы, не имея специальности и производственных навыков. Руководство завода направляло энергичную молодежь для обучения на предприятия Горьковского совнархоза. Там с ними работали опытные мастера и специалисты. После обучения вчерашние курганские школьники, возвращались домой с документами, дававшими им право работать по профессиям: слесарей — сборщиков, газосварщиков, электросварщиков, электриков, токарей, фрезеровщиков, испытателей автомашин. Однако, в Кургане их подстерегали большие трудности. На Павловском автобусном заводе, где молодые специалисты проходили практику были специальные приспособления, позволявшие вести сборку, покраску и сушку автобусов, а в Кургане таких приспособлений не было. Не было сварочных машин со специальной оснасткой, не было специальных камер для окраски и сушки машин. На изготовление необходимой оснастки требовалось 1,5 — 2 месяца, это оттягивало выпуск продукции на несколько месяцев, на это коллектив пойти не мог. Технологи предложили, не дожидаясь сооружения камер, использовать передвижные компрессоры и проводить окраску механическим путем — пульверизаторами. Такие же проблемы стояли и с сушкой автобусов. Но, опытные умельцы — электрики справились и с этой проблемой.

    14 января 1958 года Курганский автобусный завод выпустил первый автобус. На центральной площади Кургана появился темно-голубой с кремовой полоской пассажирский автобус. На радиаторе машины ярко выделялись буквы — «КАЗ» (Курганский автобусный завод). Планировалось, что новое предприятие станет самым крупным автобусным заводом в стране. И, действительно, завод снабжал пассажирскими автобусами города и районы Сибири, Дальнего Востока, Урала и Средней Азии. Автобусы модели 651 типа автобусов Павловского автобусного завода в первую очередь пошли в сельские районы и связали целинные совхозы и колхозы с городами.

    Газета «Красный Курган» писала: «С окончанием строительства завод будет ежегодно выпускать такое количество машин, какое не выпускает еще ни один завод в стране. Курганский автобусный завод оснащен самой передовой техникой. Планируется не только строительство заводских помещений, но и рабочего поселка завода, спортивного стадиона, магазинов, детских садов и яслей. Около зданий будут разбиты скверы и спортивные площадки, места для частных гаражей работников завода, построено общежитие для рабочих и служащих. Поселок автобусников будет связан с городом и селами электричкой».

    В 1958 году курганские машиностроители выпустили 500 двадцати трех местных автобуса.

    Уже через два года, 29 ноября 1960 с конвейера Курганского автобусного завода сошел 5-ти тысячный автобус. В 4 часа дня на стыке смен в сборочном цехе завода собрались рабочие, инженеры и техники. Посреди площадки стоял желто — синий автобус, впереди на радиаторе мотора, щиток с надписью — «С начала выпуска — 5000». Если в начале 1958 года один автобус собирали 1,5 месяца, то в 1960 году ежечасно с конвейера автобусного завода сходил новый автобус. После бурного митинга, за руль автобуса сел шофер — испытатель Михаил Иванович Шибаев. Дав победный сигнал, 5-ти тысячный автомобиль покинул ворота завода.

    В 1964 году курганские автомобилестроители отправили в путь по стране 25000-й автобус. Но, потребность в автобусах значительно превышала количество выпускаемых заводом машин, поэтому требовалось в кратчайшие сроки расширить производство. Вот, что писала в 1968 году газета «Советское Зауралье»:

    «Это десятиминутное событие навсегда войдет в историю Курганского автобусного завода. На пустыре, что раскинулся рядом со старыми цехами, 26 сентября 1968 года состоялась церемония открытия строительства нового корпуса. У трибуны, временно установленной рядом с котлованом фундамента, собрались рабочие завода. Музыка, веселые голоса. Люди внимательно рассматривают стенд, на котором изображено будущее здание корпуса. Оно будет построено к концу пятилетки. На митинге выступил директор завода Г. А. Журавлев, рабочие, строители. После митинга под звуки музыки два крана поднимают, наполненные бетоном бункера. Медленно заносят их над котлованом. На миг останавливают, и тут же в них летят десятки монет на счастье. Льется в котлован бетон».

    Расцвет деятельности завода пришелся на 1960-1980-е годы.

    В 1981 году с конвейера завода сходит 200–тысячный автобус. За успехи в развитии машиностроения Курганскому автобусному заводу было присвоено имя «60-летия Союза ССР».

    С каждым годом завод наращивал свои мощности. 28 июня 1988 года с конвейера Курганского автобусного завода сошел опытный образец перспективного автобуса КАВЗ — 3974. В следующем году планировалось выпустить горный автобус, экологически «чистую модель» на сжиженном газе. В 1989 году было выпущено 400 таких автобусов.

    В 1991 году Курганский автобусный завод с рекламно-испытательной целью устраивает два автопробега по России, Белоруссии и Прибалтике, по восточным регионам и Сибири.

    Трудными для Курганского автобусного завода, как и для всех отечественных предприятий, оказались 1990 — е годы. Производственные мощности падали, не смотря на это, руководство предприятия продолжало поддерживать жилищное строительство, в 1993 и 1994 годах в эксплуатацию были сданы три новых дома для работников завода.

    С 2005 года входит в Дивизион «Автобусы» холдинга «Группа ГАЗ», с 2001 года входит в состав «Группы ГАЗ».

    В настоящее время Курганский автобусный завод продолжает функционировать, конечно, не в тех объемах, как это было раньше, да и работников стало в десять раз меньше, но, как и 60 лет назад наших пассажиров продолжают радовать новенькие, комфортабельные автобусы, выпущенные Курганским Автобусным Заводом. В 2011—2012 годах была осуществлена привязка двигателя Cummins экологического стандарта «Евро-4» к модельному ряду завода. В 2017 году в производство был запущен низкопольный автобус КАвЗ-4270.

    Возврат к списку